Напечатано Июль 1, 2007
В рубрике:
Принятый ранее ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования мероприятий по энергосбережению», позволит правительству в ручном режиме определять какие товары можно ввозить в Украину без уплаты ввозной пошлины и каким предприятиям не платить НДС.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
16 марта 2007 года Верховная рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования мероприятий по энергосбережению». Закон предусматривает внесение изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, в законы Украины “Об энергосбережении”, “О Едином таможенном тарифе”, “О налоге на добавленную стоимость” и “О налогообложении прибыли предприятий”. Ратификация украинским парламентом этого законопроекта стало логическим продолжением кампании по внедрению энергосберегательных технологий в украинской промышленности, начатой еще в 2000 году принятием ЗУ «О некоторых мерах относительно рационального использования топливо-энергетических ресурсов».
Авторами законопроекта «О внесении изменений…» выступило 9 депутатов, среди которых нынешний вице-премьер-министр Андрей Клюєв и нынешний министр транспорта и связи Николай Рудьковський. Впервые на рассмотрение парламента законопроект был внесен 14 декабря 2006 года, а уже 22 декабря ВРУ поддержала этот закон в первом слушании. Но решительность коалиционного большинства в принятии столь важного документа 9 января 2007 года осадил своим вето Президент Украины. В марте 2007 года коалиция снова утвердила законопроект, но уже учитывая поправки президента. Президент же в поправках не стеснялся…
СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА
Замечания Президента по ЗУ «Об изменениях…» на рассмотрение парламента 22 декабря 2006 года внес тогдашний заместитель главы Секретариата Президента Арсений Яценюк. Эксперты полагают, что причиной президентского вето стало то, что, согласно новой редакции ЗУ “Об энергосбережении”, Кабинет министров Украины, получает право на определение Порядка приоритетного финансирования предприятий в энергосберегательной отрасли. Кроме того, КМУ, согласно изменениям в ст. 16 ЗУ “Об энергосбережении”, стал правомочен, без согласования с Президентом, принимать решения о предоставлении субсидий и бесповоротных ассигнований на развитие энергосберегающих технологий. И, наконец, вместе с этим, правительство получает право формирования списков оборудования и материалов, при ввозе которых не уплачивается ввозная пошлина (изменения в ст. 259 ЗУ «О Едином таможенном тарифе»). Это открывает для некоторых отечественных предприятий (с благословления Кабмина, конечно), неограниченные возможности беспошлинного ввоза довольно широкого перечня товаров. Интересно, что и сам перечень товаров составляет также КМУ. Примечательно, что среди номенклатуры «беспошлинных» товаров в данном ЗУ, журналисты БИЗНЕСа нашли также категорию «электробытовая техника» и «приборы нового поколения». А поскольку среди приложений к настоящему закону исчерпывающий список этих товаров отсутствует, то это означает, что под эти «электробытовые» категории может попасть все что угодно – от мобильных телефонов до компьютерной техники. Главное, чтобы аналогичные товары не производились в Украине.
Также, согласно последним изменениям внесенных в ЗУ «О налогообложении дохода предприятий», предприятия, которые будут продавать энергосберегательное оборудование на территории нашей страны, освобождаются от уплаты налога на добавочную стоимость. Наблюдатели называют такой шаг своеобразным стартом в гонке энергосберегающих технологий, где успешность их применения будет зависеть не так от качества, как от количества используемых энергосберегательных технологий на производстве. И перерастет ли второе в первое – это еще остается большим вопросом.
На упомянутые беспрецедентные налоговые и таможенные льготы Президент отреагировал достаточно жестко. Виктор Ющенко критически оценил введение дублирующих налоговое законодательство нормативных актов, коим, по его мнению, стал Закон Украины «О внесении изменений…». В своих замечаниях к законопроекту Виктор Андреевич не преминул напомнить, что о реализации налоговой политики в государстве заботятся иные (а, не КМУ) государственные учреждения.
В своих замечаниях к законопроекту Виктор Ющенко также подчеркнул, что в данном законе не обозначено четких критериев для применения задекларированных правительством льгот для предприятий, которые используют энергосберегающие технологии. И это, по мнению Президента, может привести к «необъективному подходу при принятии соответствующих решений». Кроме того, говорится в президентских замечаниях, «…закон не предусматривает механизмов контроля за целевым использованием средств, полученных предприятием вследствие льготного налогообложения».
Замечания Президента, несмотря на то, что были поддержаны Главным научно-экспертным управлением, при голосовании за законопроект «О внесении изменений…» парламентом учтены не были. За данный законопроект, фактически без внесения поправок Президента, 16 марта 2007 проголосовало 242 депутата ВРУ из 248 человек общего числа парламентариев.
КТО ПОЛУЧИТ ЛЬГОТЫ
Согласно с принятым Радой Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно стимулирования мероприятий по энергосбережению» налоговые и прочие льготы смогут получить лишь те предприятия, которые используют энергосберегающее оборудование. Доказательством использования энергосберегающих технологий, согласно изменениям в ст. 22 ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий», определен вывод органов государственной энергетической инспекции. Выводы государственной энергетической инспекции и ее представительств на местах, в свою очередь, станут основанием для включения предприятия в специальный государственный регистр. А включение предприятия в данный регистр автоматически означает применение к предприятию налоговых льгот. Сами же льготы, например, освобождение от уплаты НДС, для предприятий будут действовать в течении пяти лет «с момента получения первого дохода вследствие увеличения энергоэффективности производства» (ст. 5 ЗУ “О налогообложении прибыли предприятий”).
Помимо упомянутых налоговых преференций, предприятие также может получить льготное кредитование проектов связанных с внедрением энергосберегающих технологий. Проекты такого плана должны быть согласованы с Национальным агентством по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (дальше - НАЕР). Согласно Порядку согласования, вопрос об адекватности проекта НАЕР рассматривает в течение 14 дней. При этом проект должен иметь позитивный результат прохождения государственной экспертизы по энергосбережению и бюджет проекта. Окончательное решение по энергосберегающему проекту принимает специальный совет НАЕР, состоящий из 9 человек.
Сейчас в Украине рынок энергосберегающих технологий представлен всего несколькими предприятиями – житомирским заводом «Кригер», запорожским предприятием «Квазар» и несколькими небольшими частными компаниями. Основная специализация этих предприятий – фотоэлектрические батареи и ветроэнергетические установки. Фактически это первые из предприятий, кто может попасть под действие данного закона.
ГДЕ БУДУТ БРАТЬ ДЕНЬГИ
Бюджетные средства для финансирования энергосберегающих программ предприятий, в рамках принятых изменений в законодательстве, будут аккумулированы в специально создаваемом для этого Государственном фонде энергосбережения. Наполнять фонд энергосохранения, согласно ст. 13 ЗУ “Об энергосбережении”, предполагается за счет «…средств полученных в виде штрафных санкций за нарушение законодательства об энергосбережении и часть сборов за использование природных ресурсов».
Вопрос, в каком виде будет существовать этот фонд, еще не решен. Правительство и депутаты, внесшие ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования мероприятий по энергосбережению», говорят о создании Государственного фонда энергосбережения в структуре специального фонда Госбюджета. также не смог рассказать нашему корреспонденту о принципах работы данного энергосберегательного фонда и глава Комитета ВРУ по экономической политике Владимир Заплатинский. По его словам, после принятия Верховной Радой этого закона, планировалось провести несколько собраний возглавляемого им комитета и отработать механизм работы фонда. Президент же Виктор Ющенко, напротив, в своих замечаниях предостерег, что Государственный бюджет не всегда будет делиться на общий и специальный фонды. А, если этого раздела не произойдет, то и пользоваться счетами Государственного фонда энергосбережения станет невозможно, - говорится в его замечаниях от 22 декабря 2006 года.
Позже, из источников близких к КМУ, нам удалось узнать, что наряду с «бюджетной» версией, существует также версия, что Государственный фонд по энергосбережению станет отдельной государственной структурой с подчинением одному из вице-премьеров. По некоторым оценкам, на счетах Государственного фонда энергосбережения может быть аккумулировано до 900 млн. грн. ежегодно. Ежеквартально финансирование (около 300 млн. грн.) смогут получить небольше 3 предприятий, которые были внесены в соответствующий регистр КМУ.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Такое количество стандартов и нормативов, в сфере энергосбережения, регулируемых непосредственно решением Кабинета министров Украины, не могло не привести к некоторой критичности в оценках данного закона со стороны экспертов. Эксперты считают, что отсутствие исчерпывающих условий получения тем или иным предприятием налоговых или кредитных льгот, позволяет правительству эффективно выстраивать вертикаль экономического влияния на крупнейшие предприятия страны. Так, директор Институт экономических исследований и политических консультаций Игор Бураковский, уверен в том, что ручное управление вопросами предоставления льгот и налоговых преференций приведет к появлению некой избранности отдельных предприятий, что потом можно будет назвать незаконным лобби «своих» промышленников. (см. Об избранности)
В тоже время, главной причиной неэффективности проведения энергосберегательной политики государства эксперт Центра Разумкова Василий Юрчишин называет отсутствие стратегии реализации украинской энергосберегательной политики.
- Украинскому правительству до сих пор не понятно, в каком направлении в энергосбережении двигаться и насколько это важно для Украины, - сказал Василий. (см. «Об отсутствии стратегии»).
Отсутствие понимания перспектив энергосбережения среди украинской политической элиты уже повлияли на рыночную ориентацию тех немногочисленных украинских предприятий, которые производят энергосберегающее оборудование. Об этом нам сообщил вице-президент Агентства по возобновляемой энергетике Андрей Конеченков.
- Ряд предприятий в Украине, которые специализируются на производстве энергосберегающего оборудования, работающего на альтернативных источниках энергии, продают свою продукцию за рубеж, - свидетельствует г-н Конеченков. - В частности, украинскими фотоэлектрическими установками, которые производит запорожский завод «Квазар», активно интересуются в Германии, а котлы для сжигания биомассы, производимые житомирским предприятием «Кригер» охотно покупают в Испании. В Украине же никто такое производство не поддерживает, и отечественные продажи держатся на частном практически случайном интересе отдельных граждан. (см. «О перспективах»). Что касается дальнейшей судьбы энергосберегательных технологий в Украине, то эксперты единодушны – должны быть разработаны общие правила игры для всех участников рынка энергосбережения. Но разрабатывать эти правила игры должно не правительство, а сами энергетики. У них один закон – сохранения энергии.