Энергосбережение в Украине

Результаты поиска

Translate site content into your language

Биоэнергетика спасет украину от топливного кризиса?

Биоэнергетика спасет украину от топливного кризиса?

В Донецком пресс-клубе прошёл круглый стол на тему «Использование биоэнергетических технологий в сельской местности: проблемы и возможности» во время которого были представлены три биоэнергетические технологии, апробированные в рамках проекта «Биоэнергетика: получаем энергию из отходов», выполненного общественной организацией «Летавица» при поддержке фонда «Евразия» - прямое сжигание древесных отходов, прямое сжигание соломы, совместное сжигание угля с биомассой. Об этом сообщает корреспондент «Полемики» из Донецка.

Участники Круглого стола отметили, что в целом Донецкая область имеет значительный потенциал биомассы. В настоящее время этот потенциал практически не используется. Древесные отходы, солома и другие виды биомассы можно использовать при производстве тепла в сельской местности, сокращая использование дорогостоящих традиционных энергоносителей, тем самым, экономя бюджеты с/советов. Причем такое производство будет иметь нулевой карбоновый цикл и не приводить к дополнительным выбросам углекислого газа в атмосферу.

Экономическая эффективность биоэнергетического оборудования в большинстве случаев обеспечивается правильным выбором технологии переработки биомассы и размещением оборудования на местах постоянного ее накопления; важно также и, по возможности, комплексное использование всех полученных в процессе переработки продуктов.

Кроме технико-экономических условий, для внедрения возобновляемых энергоисточников необходимо благоприятное общественное мнение, интерес разных слоев населения к использованию доступных возобновляющихся энергоресурсов. В связи с этим, важным является информирование об альтернативных источниках энергии, разъяснение исчерпаемости ископаемых энергоисточников и пропаганда возобновляемой энергетики.

В Украине наработан определенный успешный опыт использования биомассы в качестве топлива. Но чаще всего об этом опыте не знают даже соседние громады. Поэтому важно этот опыт собирать, анализировать и представлять как можно шире.

Polemka.com.ua

Авторское право

Авторское право на все материалы поданные в блогах WM принадлежат тем изданиям, где они были напечатаны впервые.

Праздники Украины

Закон сохранения энергии

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ - согласно новой редакции ЗУ “Об энергосбережении”, Кабмин, получает право на определение порядка приоритетного финансирования предприятий

Напечатано Июль 1, 2007

В рубрике:

rada.jpgПринятый ранее ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования мероприятий по энергосбережению», позволит правительству в ручном режиме определять какие товары можно ввозить в Украину без уплаты ввозной пошлины и каким предприятиям не платить НДС.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

16 марта 2007 года Верховная рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования мероприятий по энергосбережению». Закон предусматривает внесение изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, в законы Украины “Об энергосбережении”, “О Едином таможенном тарифе”, “О налоге на добавленную стоимость” и “О налогообложении прибыли предприятий”. Ратификация украинским парламентом этого законопроекта стало логическим продолжением кампании по внедрению энергосберегательных технологий в украинской промышленности, начатой еще в 2000 году принятием ЗУ «О некоторых мерах относительно рационального использования топливо-энергетических ресурсов».
Авторами законопроекта «О внесении изменений…» выступило 9 депутатов, среди которых нынешний вице-премьер-министр Андрей Клюєв и нынешний министр транспорта и связи Николай Рудьковський. Впервые на рассмотрение парламента законопроект был внесен 14 декабря 2006 года, а уже 22 декабря ВРУ поддержала этот закон в первом слушании. Но решительность коалиционного большинства в принятии столь важного документа 9 января 2007 года осадил своим вето Президент Украины. В марте 2007 года коалиция снова утвердила законопроект, но уже учитывая поправки президента. Президент же в поправках не стеснялся…

СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА

Замечания Президента по ЗУ «Об изменениях…» на рассмотрение парламента 22 декабря 2006 года внес тогдашний заместитель главы Секретариата Президента Арсений Яценюк. Эксперты полагают, что причиной президентского вето стало то, что, согласно новой редакции ЗУ “Об энергосбережении”, Кабинет министров Украины, получает право на определение Порядка приоритетного финансирования предприятий в энергосберегательной отрасли. Кроме того, КМУ, согласно изменениям в ст. 16 ЗУ “Об энергосбережении”, стал правомочен, без согласования с Президентом, принимать решения о предоставлении субсидий и бесповоротных ассигнований на развитие энергосберегающих технологий. И, наконец, вместе с этим, правительство получает право формирования списков оборудования и материалов, при ввозе которых не уплачивается ввозная пошлина (изменения в ст. 259 ЗУ «О Едином таможенном тарифе»). Это открывает для некоторых отечественных предприятий (с благословления Кабмина, конечно), неограниченные возможности беспошлинного ввоза довольно широкого перечня товаров. Интересно, что и сам перечень товаров составляет также КМУ. Примечательно, что среди номенклатуры «беспошлинных» товаров в данном ЗУ, журналисты БИЗНЕСа нашли также категорию «электробытовая техника» и «приборы нового поколения». А поскольку среди приложений к настоящему закону исчерпывающий список этих товаров отсутствует, то это означает, что под эти «электробытовые» категории может попасть все что угодно – от мобильных телефонов до компьютерной техники. Главное, чтобы аналогичные товары не производились в Украине.
Также, согласно последним изменениям внесенных в ЗУ «О налогообложении дохода предприятий», предприятия, которые будут продавать энергосберегательное оборудование на территории нашей страны, освобождаются от уплаты налога на добавочную стоимость. Наблюдатели называют такой шаг своеобразным стартом в гонке энергосберегающих технологий, где успешность их применения будет зависеть не так от качества, как от количества используемых энергосберегательных технологий на производстве. И перерастет ли второе в первое – это еще остается большим вопросом.
На упомянутые беспрецедентные налоговые и таможенные льготы Президент отреагировал достаточно жестко. Виктор Ющенко критически оценил введение дублирующих налоговое законодательство нормативных актов, коим, по его мнению, стал Закон Украины «О внесении изменений…». В своих замечаниях к законопроекту Виктор Андреевич не преминул напомнить, что о реализации налоговой политики в государстве заботятся иные (а, не КМУ) государственные учреждения.
В своих замечаниях к законопроекту Виктор Ющенко также подчеркнул, что в данном законе не обозначено четких критериев для применения задекларированных правительством льгот для предприятий, которые используют энергосберегающие технологии. И это, по мнению Президента, может привести к «необъективному подходу при принятии соответствующих решений». Кроме того, говорится в президентских замечаниях, «…закон не предусматривает механизмов контроля за целевым использованием средств, полученных предприятием вследствие льготного налогообложения».
Замечания Президента, несмотря на то, что были поддержаны Главным научно-экспертным управлением, при голосовании за законопроект «О внесении изменений…» парламентом учтены не были. За данный законопроект, фактически без внесения поправок Президента, 16 марта 2007 проголосовало 242 депутата ВРУ из 248 человек общего числа парламентариев.
КТО ПОЛУЧИТ ЛЬГОТЫ

Согласно с принятым Радой Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно стимулирования мероприятий по энергосбережению» налоговые и прочие льготы смогут получить лишь те предприятия, которые используют энергосберегающее оборудование. Доказательством использования энергосберегающих технологий, согласно изменениям в ст. 22 ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий», определен вывод органов государственной энергетической инспекции. Выводы государственной энергетической инспекции и ее представительств на местах, в свою очередь, станут основанием для включения предприятия в специальный государственный регистр. А включение предприятия в данный регистр автоматически означает применение к предприятию налоговых льгот. Сами же льготы, например, освобождение от уплаты НДС, для предприятий будут действовать в течении пяти лет «с момента получения первого дохода вследствие увеличения энергоэффективности производства» (ст. 5 ЗУ “О налогообложении прибыли предприятий”).
Помимо упомянутых налоговых преференций, предприятие также может получить льготное кредитование проектов связанных с внедрением энергосберегающих технологий. Проекты такого плана должны быть согласованы с Национальным агентством по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (дальше - НАЕР). Согласно Порядку согласования, вопрос об адекватности проекта НАЕР рассматривает в течение 14 дней. При этом проект должен иметь позитивный результат прохождения государственной экспертизы по энергосбережению и бюджет проекта. Окончательное решение по энергосберегающему проекту принимает специальный совет НАЕР, состоящий из 9 человек.
Сейчас в Украине рынок энергосберегающих технологий представлен всего несколькими предприятиями – житомирским заводом «Кригер», запорожским предприятием «Квазар» и несколькими небольшими частными компаниями. Основная специализация этих предприятий – фотоэлектрические батареи и ветроэнергетические установки. Фактически это первые из предприятий, кто может попасть под действие данного закона.

ГДЕ БУДУТ БРАТЬ ДЕНЬГИ

Бюджетные средства для финансирования энергосберегающих программ предприятий, в рамках принятых изменений в законодательстве, будут аккумулированы в специально создаваемом для этого Государственном фонде энергосбережения. Наполнять фонд энергосохранения, согласно ст. 13 ЗУ “Об энергосбережении”, предполагается за счет «…средств полученных в виде штрафных санкций за нарушение законодательства об энергосбережении и часть сборов за использование природных ресурсов».
Вопрос, в каком виде будет существовать этот фонд, еще не решен. Правительство и депутаты, внесшие ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования мероприятий по энергосбережению», говорят о создании Государственного фонда энергосбережения в структуре специального фонда Госбюджета. также не смог рассказать нашему корреспонденту о принципах работы данного энергосберегательного фонда и глава Комитета ВРУ по экономической политике Владимир Заплатинский. По его словам, после принятия Верховной Радой этого закона, планировалось провести несколько собраний возглавляемого им комитета и отработать механизм работы фонда. Президент же Виктор Ющенко, напротив, в своих замечаниях предостерег, что Государственный бюджет не всегда будет делиться на общий и специальный фонды. А, если этого раздела не произойдет, то и пользоваться счетами Государственного фонда энергосбережения станет невозможно, - говорится в его замечаниях от 22 декабря 2006 года.
Позже, из источников близких к КМУ, нам удалось узнать, что наряду с «бюджетной» версией, существует также версия, что Государственный фонд по энергосбережению станет отдельной государственной структурой с подчинением одному из вице-премьеров. По некоторым оценкам, на счетах Государственного фонда энергосбережения может быть аккумулировано до 900 млн. грн. ежегодно. Ежеквартально финансирование (около 300 млн. грн.) смогут получить небольше 3 предприятий, которые были внесены в соответствующий регистр КМУ.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Такое количество стандартов и нормативов, в сфере энергосбережения, регулируемых непосредственно решением Кабинета министров Украины, не могло не привести к некоторой критичности в оценках данного закона со стороны экспертов. Эксперты считают, что отсутствие исчерпывающих условий получения тем или иным предприятием налоговых или кредитных льгот, позволяет правительству эффективно выстраивать вертикаль экономического влияния на крупнейшие предприятия страны. Так, директор Институт экономических исследований и политических консультаций Игор Бураковский, уверен в том, что ручное управление вопросами предоставления льгот и налоговых преференций приведет к появлению некой избранности отдельных предприятий, что потом можно будет назвать незаконным лобби «своих» промышленников. (см. Об избранности)
В тоже время, главной причиной неэффективности проведения энергосберегательной политики государства эксперт Центра Разумкова Василий Юрчишин называет отсутствие стратегии реализации украинской энергосберегательной политики.
- Украинскому правительству до сих пор не понятно, в каком направлении в энергосбережении двигаться и насколько это важно для Украины, - сказал Василий. (см. «Об отсутствии стратегии»).
Отсутствие понимания перспектив энергосбережения среди украинской политической элиты уже повлияли на рыночную ориентацию тех немногочисленных украинских предприятий, которые производят энергосберегающее оборудование. Об этом нам сообщил вице-президент Агентства по возобновляемой энергетике Андрей Конеченков.
- Ряд предприятий в Украине, которые специализируются на производстве энергосберегающего оборудования, работающего на альтернативных источниках энергии, продают свою продукцию за рубеж, - свидетельствует г-н Конеченков. - В частности, украинскими фотоэлектрическими установками, которые производит запорожский завод «Квазар», активно интересуются в Германии, а котлы для сжигания биомассы, производимые житомирским предприятием «Кригер» охотно покупают в Испании. В Украине же никто такое производство не поддерживает, и отечественные продажи держатся на частном практически случайном интересе отдельных граждан. (см. «О перспективах»). Что касается дальнейшей судьбы энергосберегательных технологий в Украине, то эксперты единодушны – должны быть разработаны общие правила игры для всех участников рынка энергосбережения. Но разрабатывать эти правила игры должно не правительство, а сами энергетики. У них один закон – сохранения энергии.

Карта-посетители сайта

Великобритания переходит на "зеленую" энергию

24 июня 2008 года, 13:09 | Текст: Эльвира Кошкина

По замыслу британского правительства, в ближайшие годы крыши семи миллионов местных домовладений будут снабжены солнечными панелями, сообщает BBC News. Эта программа позволит Евросоюзу достичь ранее поставленной цели: к 2020 году получать 15% электроэнергии из возобновляемых источников.

Инциатива британских властей также предусматривает установку 3500 новых ветровых турбин по всей территории страны. Оффшорные ветряные электростанции станут производить в тридцать раз больше электроэнергии, а компании будут получать новые виды займов и грантов для увеличения поставок "зеленой" энергии. Возможно также, что в отношении домовладельцев будут приниматься принудительные меры, направленные на повышение эффективности использования электроэнергии.

В общей сложности на реализацию программы Великобритании потребуется 100 миллиардов фунтов стерлингов (195 миллиардов долларов США). Глава британского министерства энергетики Малькольм Уикс, выступивший на радио BBC Radio 4, назвал программу "зеленой революцией". По словам чиновника, инициатива гарантирует правительству, что снижение объемов выбросов углекислого газа в атмосферу станет "ключевой концепцией новой энергетической стратегии".

Однако у инициативы есть противники, которые считают, что новая энергетическая политика может изменить большую часть британского ландшафта и очень скажется на жизни людей, причем влияние не будет исключительно позитивным. Похожей точки зрения придерживается и специалист в области исследования изменений климата Джесси Озьюбел из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке (США). Ученый уверен, что использование альтернативных источников энергии может привести к истощению природы, поскольку они требуют для своего размещения больших площадей. По мнению Озьюбела, возобновляемые энергоресурсы привлекательны только при использовании в малых масштабах, так что куда выгоднее было бы сосредоточиться на дальнейшем развитии атомной энергетики.

суббота, 1 ноября 2008 г.

Прогноз развития мирового рынка биоэтанола


Биотехнология : Прогноз развития мирового рынка биоэтанола. Проблемы индустрии.

 



Прогноз мирового потребления биоэтанола, млн. литров

Ожидается, что на этанол будет приходиться основная часть роста потребления биотоплива в мире, так как затраты на его производство будут сокращаться быстрее, чем на производство биодизельного топлива.

Новые технологии в области производства биотоплива, в частности, производство этанола из лигноцеллюлозы, позволят решить эту проблему. Тем не менее, для того, чтобы эти технологии стали коммерчески жизнеспособными, необходимо решить значительные технические проблемы.

Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем производства биоэтанола в мире в 2020 г. составит 281,5 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в 2008-2020 гг. составит 12,8%.

Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в мире в 2020 г. составит 187,5 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в 2008-2020 гг. составит 10,0%.

В обоих сценариях в 2020 г. объем мировой торговли будет составлять до 10% от мирового объема производства. Лидерами по-прежнему останутся США и Бразилия, их доля в сумме в мировом производстве к 2020 г. будет составлять от 55 до 65%.

США

Согласно оптимистическому прогнозу производство этанола в США увеличится в рассматриваемый период в 2 раза. При этом в 2008 г. прирост по отношению к предыдущему году составит 40%, после чего темпы роста замедлятся. Эти прогнозные показатели значительно превышают требования, предусмотренные в Стандарте возобновляемого топлива США. Пессимистический прогноз более соответствует требованиям, предусмотренным в RFS США.

Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в США в 2020 г. составит 111,4 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 9,7%.

Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в США в 2020 г. составит 90,1 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 8,4%.

В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет практически полностью обеспечиваться собственным производством.

Бразилия

Оптимистический вариант развития внутреннего рынка биоэтанола в Бразилии составлен на основе того, что в стране будет осуществлен постепенный переход на потребление смеси бензина с этанолом с содержанием последнего как минимум 85%.

Пессимистический – с содержанием биоэтанола от 25 до 85%. В обоих вариантах расчет потребления биоэтанола проводился с учетом существующих темпов роста потребления бензина в стране.

Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Бразилии в 2020 г. составит 54,0 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 9,6%.

Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Бразилии в 2020 г. составит 30,6 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в США с 2008 г. по 2020 г. составит 5,4%.

В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет практически полностью обеспечиваться собственным производством. Кроме того ожидается, что значительные объемы (до 15% от объема производства) биоэтанола будут экспортироваться.

ЕС

В ЕС была принята Директива, устанавливающая цели замещения жидкого топлива биотопливом (биоэтанол, биодизель) – 2% к 2005 году, 5,75% к 2010 году и 10% к 2020 году. ЕС готов к 2020 году заменить 10% рынка автотранспортного горючего на биотопливо, однако отмечается, что для эффективного развития этого рынка потребуется организация сырьевого импорта из третьих стран.

В настоящее время действующие мощности по производству биоэтанола в ЕС составляют более 3,5 млрд. литров в год. В ближайшие 3 года объем производственных мощностей может быть увеличен до 6,5 млрд. литров в год.

Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в ЕС в 2020 г. составит 10 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в ЕС с 2008 г. по 2020 г. составит 8,7%. Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в ЕС в 2020 г. составит 7 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в ЕС с 2007 г. по 2017 г. составит 5,6%. В обоих сценариях потребность ЕС в биоэтаноле частично будет компенсироваться импортными поставками в размере от 10 до 25% от емкости рынка.

Китай

В 2006 г. Национальная Комиссия Развития и Реформ Китая опубликовала 5-летний план, в котором была установлена цель – увеличить ежегодное производство этанола до 6 млрд. литров к 2010 г. Правительство Китая, опасаясь увеличения цен на зерновые, не утвердило план.

Аналитики прогнозируют увеличение до 2016 г. производства этанола в Китае, в основном из кукурузы, до 3,5 млрд. литров. Это в 2,5 раз превышает показатель 2008 г. За аналогичный период потребление кукурузы этаноловой отраслью возрастет в 2,6 раза до 9 млн. тонн.

Кроме того Китай может еще увеличить производство этанола на 1,5-2,0 млрд. литров, используя маниоку, сорго, рис и другое сырьё.

Согласно оптимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Китае в 2020 г. составит 7,4 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в Китае с 2008 г. по 2020 г. составит 10,6%.

Согласно пессимистическому прогнозу ожидаемый объем потребления биоэтанола в Китае в 2020 г. составит 5,6 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в Китае с 2008 г. по 2020 г. составит 8,5%.

В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет полностью обеспечиваться собственным производством.

Россия

Для развития внутреннего потребления биоэтанола и его экспорта необходима государственная поддержка развития производства биоэтанола в России, и в первую очередь в области законодательно и нормативно-правового обеспечения, которое должно включить в себя разработку нормативных документов, а именно национального стандарта на денатурированный топливный этанол, и изменение налогообложения биотопливных продуктов.

На сегодняшний день, биоэтанол рассматривается в системе налогообложения РФ не как компонент моторного топлива, а как спиртосодержащий продукт, облагаемый непомерно высоким акцизом. Первый шаг, необходимый для развития производства топливного биоэтанола в России – отмена акциза на биоэтанол. Следующим этапом государственной поддержки может стать стимулирование производства бензина с улучшенными характеристиками, так как даже использование биоэтанола в смеси с обычным топливом, способствует улучшению экологических характеристик последнего.

Основным препятствием на пути внедрения топливного биоэтанола в России является наличие высокого акциза на любую спиртосодержащую продукцию, что приводит к существенному повышению его стоимости и делает производство этого вида топлива для потребления на внутреннем рынке не рентабельным. Возможно использование биоэтанола в качестве присадки, повышающей октановое число и экологические характеристики бензина, или в качестве исходного продукта для производства ЭТБЭ. Но и здесь существует ряд проблем:

- Во-первых, необходимость обеспечения автозаправок установками для смешивания бензина и биоэтанола. Выполнение этой операции непосредственно на нефтеперерабатывающем заводе затруднено жестким требованием исключения попадания воды в смесь бензина с этанолом, наличие которой даже в небольших количествах приводит к расслоению получаемой смеси бензина с этанолом.

- Во-вторых, применение в России биоэтанольных присадок, ограничивается невысоким спросом на топлива с улучшенными характеристиками, связанным с неготовностью к их использованию российской автомобильной промышленностью.

По мнению экспертов, основным направлением сбыта биоэтанола, производимого в России, должен стать его экспорт в страны ЕС и Японию, где на сегодняшний день действуют льготы на ввозимый биоэтанол, что позволит производству данного продукта стать экономически эффективным.

Предполагается, что первый завод по производству биоэтанола в России, строительство которого началось в ноябре 2006 г. в Омской области, в ближайшее время вступит в строй. Производственная мощность биокомплекса составляет 190 млн. литров биоэтанола в год. На первом этапе производимые на предприятии биоэтанол и ЭТБЭ планируется экспортировать. Эти продукты широко востребованы в государствах ЕС и в некоторых странах Южно-Азиатского региона.

Необходимость использования биоэтанола в России во многом связана с потребностями российских производителей бензина и дизельного топлива. В данный момент лишь «ЛУКОЙЛ» и «Газпромнефть» проявили интерес к закупкам биоэтанола.

Кроме начавшегося строительства завода по производству биоэтанола в Омской области, различными компаниями в России рассматриваются, как минимум еще пять проектов заводов общей мощностью более 900 млн. литров биоэтанола в год.

К сожалению, в настоящее время довольно сложно определить степень государственной поддержки российского рынка биоэтанола в будущем. Компанией Abercade подготовлено два сценария развития российского рынка биоэтанола:

- оптимистический прогноз – высокая степень государственной поддержки рынка, например:
- включение заводов по производству биоэтанола в приоритетный национальный проект «Развитие АПК» с компенсацией процентной ставки по кредиту из федерального бюджета в размере до 100%, включая объекты, связанные одной технологической цепочкой (co-products) с основным производством, а также создание и поддержание инфраструктуры;
- принятие закона «О снижении загрязнения воздуха в мегаполисах», устанавливающий обязательное наличие, по крайней мере, 5% биоэтанола в автомобильном топливе;
- предоставление субсидий производителям сельскохозяйственного сырья, используемого для производства биоэтанола;
- предоставление в соответствии с региональным законодательством льготы по налогам и сборам;

- пессимистический прогноз – низкая степень государственной поддержки рынка.

Тем не менее, наиболее вероятно, что 2010-2011 гг. станут переломными для российского рынка биоэтанола.

Российский автопарк растет в последние годы довольно высокими темпами. По оценкам МАДИ, потребление бензина в России вырастет с 27 млн. тонн (при профиците производства в 4 млн. тонн) в 2006 году примерно до 38 млн. тонн (при дефиците производства в 6 млн. тонн) в 2015 году.

Эксперты отмечают, что дефицит бензинов может возникнуть уже в 2010 году, когда спрос и производство топлива практически сравняются. Именно в это время Россию ждет резкий скачок цен, связанный с превышением спроса над предложением и необходимостью импорта топлива, либо введение нормированного отпуска бензина – а это, в свою очередь, приведет к развитию теневого рынка.

Кроме того, новый спрос будет преимущественно предъявляться на хорошие автомобили, которые используют бензин с октановым числом 95 и выше. В структуре продаж автомобилей в России уже произошел перелом – в 2005 году доля продукции отечественной автомобильной промышленности упала ниже 50%, хотя ее доля в автопарке все еще составляет 75-80%. А это значит, что к 2010-2012 годам, по-видимому, произойдет качественное изменение структуры спроса на топливо в сторону высокооктановых марок бензина. Применение биоэтанола и ЭТБЭ в качестве присадок к бензинам, может в некоторой степени нивелировать обозначившиеся проблемы российского рынка бензинов: несколько сократит дефицит бензина и позволит повысить качество низкооктановых бензинов.

Согласно оптимистическому и пессимистическому прогнозам ожидаемый объем потребления биоэтанола в России в 2020 г. составит 3,3 и 1,0 млрд. литров соответственно. В обоих сценариях потребление будет полностью обеспечиваться внутренним производством. Согласно оптимистическому и пессимистическому прогнозам совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка биоэтанола в России с 2009 г. по 2020 г. составит 47,5 и 33,4% соответственно. В обоих сценариях внутренне потребление биоэтанола будет полностью обеспечиваться собственным производством. Кроме того, ожидается, что значительные объемы биоэтанола будут экспортироваться в страны Европы и Азии.

Проблемы мировой индустрии биотоплива

Индустрии топливного этанола грозит первый структурный кризис. Эксперты ставят под сомнение экологическую выгоду производства этанола и экономическую целесообразность отрасли, а некоторые обвиняют ее в повышении цен на сельхозпродукты. По мнению наблюдателей, чтобы избежать серьезного кризиса перепроизводства, экологических проблем и повышения цен на продукты питания, игрокам индустрии топливного этанола необходимо принимать срочные меры.

Первый и главный аргумент противников топливного этанола заключается в том, что на его изготовление расходуются пшеница, кукуруза и прочие сельскохозяйственные культуры, в то время как миллионы жителей Земли страдают от голода. Кроме того, эксперты считают, что именно активизация производителей биологического топлива привела к росту цен на продовольствие, а единственным выходом из сложившейся ситуации является остановка его производства. С таким радикальным подходом согласны далеко не все специалисты. Объемы зерновых, идущие на производство биологического топлива, гораздо меньше общих показателей урожая и стать причиной продовольственного кризиса просто не могут. Производство биотоплива еще не так сильно развито, чтобы оказывать влияние на мировой рынок продовольствия. Сейчас его производство можно назвать экспериментальным.

В свою очередь, председатель FAS USDA Chuck Conner отметил, что роль индустрии биотоплива в росте цен на продовольствие не так высока. Например, в Бразилии инфляция снизилась из-за рекордного производства топливного этанола. Дешевый этанол приводит к снижению цен во всех отраслях промышленности Бразилии. Однако, производство этанола из кукурузы менее эффективно, чем из сахарного тростника. Но даже в этом случае производство этанола влияет на цену кукурузы меньше, чем цены на нефть.

Доля кукурузы, или зерна в стоимости конечного продукта незначительна, тогда как при посадке, выращивании, уборке, доставке, переработке, упаковке, доставке готовой продукции к потребителю тратится большое количество энергии. Например, в странах Евросоюза на стоимость зерна в готовом хлебе приходится всего 1-5%. Поэтому рост цен на нефть приводит к росту затрат по всей цепочке выращивания, производства, доставки. В США стоимость продовольствия росла в среднем на 2,7% в год за последнее трехлетие. По мнению USDA основная причина этого — высокие цены на нефть.

Вторым аргументом противников биотоплива является отсутствие экологического эффекта. Множество экспертов полагает, что быстрая переориентация мирового энергетического рынка на биологические виды топлива может существенно подорвать экологический баланс на планете. Во многих регионах планеты при производстве биотоплива используются грязные технологии, которые более опасны, чем выбросы современных нефтеперерабатывающих предприятий. Уже сейчас в странах Южной Америки, быстро увеличивающих масштабы выращивания сельскохозяйственных культур под производство биотоплива, обозначились негативные тенденции. Под плантации энергетического сырья уничтожаются леса Центральной Америки. Фермеры, в погоне за прибылью, продают все большее количество сельхозпродукции энергетикам, что привело к дефициту продовольственного зерна в некоторых регионах. Прикрываясь непищевым назначением сельскохозяйственных культур, аграрии в больших объемах используют вредные химические удобрения. Без выработки единых международных правил, ограничивающих негативное влияние на экосистемы планеты, многие регионы мира могут оказаться на грани экологической и продовольственной катастрофы.

В связи с этим наблюдатели все чаще говорят о том, что компаниям, занятым в производстве этанола, а также правительствам необходимо искать срочные меры для выхода из сложившейся ситуации и предотвращения возможного кризиса – первого структурного кризиса индустрии топливного этанола. Компаниям, занимающимся производством биоэтанола, необходима консолидация, как в свое время происходило с производителями других энергоносителей – нефти, газа. По мнению экспертов это позволит более крупным производителям эффективнее размещать производство сырья в районах, предназначенных для этого, и решать проблемы, возникающие в процессе производства этанола.


Материал предоставлен
Исследовательской компанией Abercade

--
WM